Содержание
Для любой компании существуют свои методы по подбору персонала, которыми они активно и пользуются. Именно по этой причине очень тяжело определить, какие же из методик являются устаревшими, а какие новыми. Решение остается за профессиональными кадрами по управлению персоналом. Однако чтобы данное решение было верным, а самое главное обоснованным, нужно знать и уметь применять на практике набор приемов, которые позволять подобрать только успешных сотрудников, которые будут развивать компанию.
Основные методы поиска новых сотрудников
Как показывает практика, существует довольно-таки немного методик по подбору персонала. Их условно можно разделить на четыре основные группы:
- Прелиминаринг – это привлечение к деятельности новых специалистов посредством стажировки или практики, которые могут стать гордостью компании;
- Эксклюзивный подбор сотрудников – это целенаправленный поиск редких специалистов. На практике, к данной методике прибегают если нужно найти персонал, который бы оказывал ключевое воздействие на развитие бизнеса (были двигателями компании). Как правило, подбор людей в таком случае ведется как среди свободных специалистов, так и среди уже занятых.
- Рекрутинг – это подбор персонала низшего и среднего звена. Поиск ведется среди кандидатов, которые желают иметь работу.
- Head hunting – это разновидность эксклюзивного поиска, в которой ведется охота на какого-либо конкретного специалиста. Это самый тяжелый вид работы, при котором требуется не только профессионализм, но и стрессовоустойчивости.
Какой из предложенных методов можно отнести к современным? Скорее всего на этот вопрос не удастся ответить никому – ведь каждый метод по-своему хорош и уникален. При подборе методики нужно опираться на занимаемые должности, на дела в компании, а также на срочность вакансий. Однако на сегодняшний день все большое внимание первому виду (прелиминарингу). Он является наиболее перспективным. Безусловно, с точки зрения управления персоналом, данный процесс весьма трудоемкое занятие, т.к. мы имеем новичка, которого необходимо не только контролировать, но и обучать. Если в компании правильно построена система адаптации, то данный вид станет отличным способом найти новых подчиненных.
Методы выбора лучших специалистов
Данную методику рассмотрим более подробно. Их намного больше, нежели подходов к подбору. Они способны дать сформулировать свою собственную систему отбора персонала, которая подходит именно вашей компании.
Какое же объявление соискателей будет считаться лучшим? Стоит сразу отметить, что понятия “лучшее” нет, ведь в разных компаниях оно будет разным. Для одного начальника главное амбиции и легкая обучаемость, для второго на первом месте стоит строгое выполнение всех заявленных требований, чтобы сотрудник сразу мог приступить к своим обязанностям.
Именно поэтому выбрать какой-либо один универсальный рецепт просто нереально. Однако владеть целым набором методов и методик просто необходимо для того, чтобы не ошибиться с выбором идеального сотрудника, удовлетворяющим потребностям организации.
Выставление оценки после интервью
Понятие “интервью” имеет довольно-таки много различных толкований, но для нас подойдет следующее определение: “Интервью – это беседа, которая происходит по заранее намеченному плану”. Именно заранее приготовленный план задаваемых вопросов отличает интервью от обычного разговора.
Среди всех видов интервью особой популярностью пользуется телефонное интервью.
В ходе такого диалога можно уточнить или дополнить какие-либо интересующие сведения о потенциальном сотруднике. Данная методика очень хороша, ведь она не отнимает много сил и времени, поэтому от ее использования отказываться не стоит.
Оценка персонала
Оценка включает в себя шкалу и критерии. Оценивание персонала принято делить на:
- Оценка направленная на результат (достижение определенных целей, выполнение бизнес-плана );
- Оценка компетенций (личные качества, знания, навыки, умения).
Оценивание психологических характеристик человека можно встретить при подборе персонала. В таком случае методики ограничиваются лишь проведением тестов и интервью. Удовлетворенность оценкой зависит прежде всего от качества проведения отбора.
Оценка умений и знаний проводится сравнительно чаще при обучении имеющегося персонала. Для этого применяются такие методы, как различные тренажеры и тесты. Для оценивания навыков больше подойдут деловые игры.
Нестандартные методы
К таким методикам можно отнести:
- Рассылка спама;
- Привлечение сотрудников из других городов, где удовлетворенность жизнью намного ниже;
- Подписка на какой-либо сайт, который размещает резюме соискателей.
С данными подходами, также существуют и нестандартные методики оценки персонала:
- Выставление оценки по удовлетворенности голосом предполагаемого сотрудника;
- Оценка удовлетворенности фотографии соискателя;
- Оценивание кандидата по результатам мед.обследования;
- Рекомендациям с прошлого места работы, полностью удовлетворяющие или нет компанию.
Метод 360 градусов
Оценивание по методу 360 градусов – это получение всех необходимых данных о работе человека в реальной ситуации и проявление своих профессиональных качеств.
Метод 360 градусов основывается на оценивании каждого человека со всех сторон – самооценка, подчиненными, коллегами, клиентами и руководителем.
Для более правильного использования этого способа используется специальная форма анкеты. Довольно-таки важно, чтобы анкета для оценивания “360 градусов” была построена на универсальных критериев, наиболее важных для компании. Также крайне важно, чтобы анкета предполагала не только выставление оценок, но и варианты поведения в той или иной ситуации. Таким образом можно сделать вывод о том, что по результатам метода 360 градусов мы получаем, как количественный, так и качественный вид информации. Количественная информация помогает сравнить данного сотрудника с другими подчиненными, а качественная позволяет наглядно увидеть, как он проявляет себя в работе. Главной задачей метода 360 градусов является получение комплексной оценки удовлетворенностью персоналом.
Плюсы метода 360 градусов:
- Можно получить всестороннюю оценку удовлетворенности сотрудником;
- Не только можно посмотреть личностные качества человека, но и посмотреть как он проявляет себя в работе;
- Каждый член персонала получает свою оценку;
- После получения результатов принимается решение о дальнейшей судьбе сотрудника персонала