Содержание
Вся суть управления человеческими ресурсами состоит в том, что люди – это ценность компании, которые были добыты в конкурентной борьбе. Для того, чтобы люди приносили доход компании, их необходимо постоянно мотивировать на деятельность. Оценка персонала – это один из самых эффективных элементов в кадровом менеджменте, который является ключевым аспектом становления и развития работы в управлении персоналом. Показатели роста прибыли помогают оценивать эффективность работы каждого сотрудника.
Система повышения эффективности управления ресурсами складывается из: планирования обучения работников и положительная их мотивация. Критерии оценки персонала дают возможность выявить пробелы в компетенции работников и пути устранения их. Критерии также помогают определить слабые и сильные качества каждого из сотрудников и позволяют тщательно продумать индивидуальный план работы.
На сегодняшний день в публикациях по управлению персоналом наблюдается следующая тенденция: эффективный персонал – это важнейший ресурс , который обеспечивает устойчивое существование компании.
Создать систему критериев оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения простоты восприятия точности и объективности довольно-таки тяжело, поэтому сегодня существуют несколько видов систем оценки сотрудников. Для построения работы современной компании нужно не только знать, но и уметь применять на практике различные методы, методики и критерии оценки персонала.
Сущность оценки персонала
Оценка – это процесс установления соответствия качеств и знаний персонала к требованиям занимаемой ими должности.
Цели:
Информационная заключается в том, что сотрудники имеют право получать достоверную информацию о роде деятельности. Такая информация имеет огромное значение для персонала в плане совершенствования своей работы. Административная заключается в принятии обоснованного решения (например, повышение, увольнение или перевод на другую работу), которое складывается на основе результатов оценки. Мотивационная заключается в том, что оценка является сильнейшим мотивационным средством для людей.
Задачи:
Оценить потенциал персонала для снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; Организовать обратную связь с персоналом для того, чтобы оповестить их о результатах; Определить выделяемую сумму на обучение работников; Повышать мотивацию персонала;
Критерии оценки
Для того чтобы получить точные данные нужно объективно выделять показатели, по которым и производится оценка. В таком случае особое значение имеет правильное установление критериев оценки.
Критерии – это порог, за которым показатели будут либо удовлетворять требованиям, либо нет.
Подобные критерии могут четко обозначить общие моменты, которые одинаковы для всех сотрудников персонала, и специфические нормы, которые характерны для конкретной должности.
На основании этого выделяют четыре группы критериев, которые можно применять в любой организации:
Специфические. Данные критерии образуются на основании качеств, которые присущи человеку (состояние здоровья, особенности личности, авторитет); Деловые. Такие критерии включают в себя ответственность, инициативность, организованность. Профессиональные. Эти критерии содержат определенные характеристики (навыки, умения, квалификацию человека, опыт; Психологические. Данные критерии включают в себя способность к самооценке, моральной устойчивости, справедливости, честности.
Методы оценки
На сегодняшний день существуют множество методов, которые можно подразделить на количественные, качественные и комбинированные:
- Количественный метод. Используя данный метод, специалисты могут подсчитать уровень выраженности у персонала какого-то качества. К таким методам системы оценки эффективности управления персоналом можно отнести: ранговый порядок, графические методики и бальную систему оценок.
- Качественный метод. Данная система оценки эффективности работы персонала нельзя измерить в количествах. В числе часто встречающихся в данном методе можно упомянуть методику сравнения с эталоном.
- Комбинированный метод. Рассматриваемая система эффективности работы в управлении персоналом основываются на количественных характеристиками с описательным принципом. К таким методам можно отнести следующие методики: интеллектуальные тесты. Оценка эффективности работы помогает определить уровень способностей и интеллекта у подчиненных.
Методики оценивания потенциальных работников
Для оценки будущих коллег используются всевозможные методики. Рассмотрим некоторые из них:
Общие тесты. Показатели общего склада мышления и внимания, а также памяти и других функций. Походят для оценки уровня способностей к обучению; Биографические тесты. Основными аспектами являются семейное положение кандидата, образование, интересы, общительность, физическое развитие. По этим данным можно сделать вывод о перспективах в компании. Тесты на пригодность. Главная цель – оценка основных качеств конкретного человека и умений справляться с определенной задачей; Интервью. Данная методика заключается в общении, сборе информации об опыте работы. Такое общение способно дать большой объем информации о человеке; Рекомендации. Такая методика позволяет оценить уровень трудоспособности, ответственность, исполнительность.
Методики делового оценки работников
- Анкеты;
- Методика заднего выбора представляет собой анкету, в которой представлен ряд основных характеристик. По такой шкале оценивают, как правило, набор характеристик;
- Шкала наблюдения за поведением заключается в оценке поведения подчиненного.