Содержание
Мотивация – это один из наиболее важных факторов, которые влияют на эффективность работы каждого из сотрудников и коллектива в целом. От того, насколько хорошо мотивирован сотрудник, зависит его стремление к самосовершенствованию своих умений и навыков. Оценка мотивации работающего персонала в компании – одна из важнейших оценок, позволяющая выявить степень заинтересованности подчиненного в достижении определенных результатов. Существуют различные методы и методики для выставления оценки мотивации персонала.
Оценка мотивации
Если говорить об оценке мотивации, то данное понятие можно разделить на две равные части:
- Первичная;
- Вторичная.
В первом случае данная оценка проводится перед приемом на работу и направлена она на то, насколько заинтересован человек в данной компании, в которую пришел работать. Правильная оценка на данном этапе позволяет выявить более перспективных сотрудников, тех кандидатов, которых в обучении необходимо инвестировать.
Во втором случае должна проводиться уже среди работающих в компании подчиненных. Подобная оценка направлена на то, насколько заинтересован человек в данной компании, в которую пришел работать. Она помогает выявить подчиненных, у которых имеется высокий потенциал. Помимо этого, она позволяет увидеть эффективность действия системы мотивации
Система мотивации
До сегодняшнего дня основным недостатком системы мотивации труда было полное отсутствие взаимосвязи между зарплатой и трудом персонала.
На сегодняшний день данная система постоянно совершенствуется и ее основу составляют такие важные принципы, как:
- Связь с планом развития организации;
- Понятность ;
- Конкурентоспособность;
- Механизмы мотивации персонала;
Доходы компании напрямую зависят от стимула персонала!
Одна из важных составляющих системы является нематериальное или материальное стимулирование труда персонала. Для того, чтобы стимулировать персонал на выполнение плана, данные показатели должны быть включены в список критериев, по достижению которых работник обязан получать материальное поощрение. Система премирования должна составлять существенную часть от зарплаты работника и включать определенный набор критериев, которые обязаны соответствовать задачам компании, выполнение которых напрямую зависит от трудовой деятельности персонала. Стимулирование мотивации подлежит достижению основных показателей деятельности персонала и компании:
- Достижение количественных показателей (объем производимой продукции);
- Обеспечение сервиса обслуживания клиентов;
- Выполнение нормативных показателей по все видам ресурсов;
- Соблюдение и выполнение требований по качеству продукции.
При разработке новых методов и методик премирования очень важно, чтобы по результатам работы оно производилось ежемесячно согласно следующим направлениям:
- За важное задание (до 50% премии);
- Из фонда директора цеха (до 10% премии);
- За коллективные заслуги (остальные % премии).
Отбор персонала для назначения надбавок за высокую квалификацию может заключатся по следующим критериям:
Для персонала-
Коллективные:
- Отсутствие аварий;
- Выполнение заданий.
Индивидуальные:
- Отсутствие нарушений дисциплины труда;
- Новаторство;
- Безопасность труда;
- Наставничество.
Дополнительные индивидуальные:
- Повышение навыков;
- Совмещение профессий;
- Образование;
- Мобильность.
Руководители —
- Индивидуальные:
- Образование;
- Дисциплина;
- Профессионализм;
- Нововведения.
Дополнительные:
- Стаж работы;
- Знание иностранного языка;
- Дополнительное образование;
- Повышение навыков.
Разработка мотивации
До сегодняшнего дня руководители даже и не представляли, что существует создание подобных методов:предполагалось, что зарплата будет являться в качестве мотивирующего фактора. Как показывает практика, эффективная система мотивации помогает существенно улучшить показатели как команды, так и каждого отдельно взятого подчиненного.
Система мотивации работающего персонала, как правило, основывается на применении двух основных видов стимулирования:
- Нематериальная основа – это всевозможные продвижения по службе, корпоративная культура и использование преимуществ перед своими коллегами;
- Материальная основа – это всевозможные премии, увеличение зарплаты, бонусы и т.д.
Грамотное сочетание нематериальных и материальных стимулов позволяет достичь высоких результатов в продвижении компании. При этом крайне важно, чтобы для каждого отдельно взятого коллектива система мотивации была особенной, она создается с учетом индивидуальных особенностей ведения бизнеса.
Методика изучения мотивации
Рассмотрим методы и методики изучения оценки мотивации, которые представляются менеджерам для анализа:
- Метод опроса – используется для оценивания степени удовлетворенности персонала.
Формы опроса могут быть различных видов: анкета и интервью. Испытуемому на выбор предлагается несколько вариантов ответа и предлагается выбрать один, который наиболее точно его описывает. В случае интервью человеку задаются прямые вопросы, ответить на которые он должен честно и понятно. Диагностическое интервью, как правило, требует значительных затрат времени.
- Оценивание по методу психологического тестирования. Тест включает в себя ряд вопросов, ответив на которые, определяется психологические качества подчиненного.
- Методики проекта. Акцент в данном методе ставится на диагностику скрытой мотивации персонала, причем скрытой, в том числе, и для самого подчиненного. Как правило, проективная методика включает в себя всевозможные методы – различные кейсы, интервью.
Методики и инструменты, используемые для оценивания
- Уровень воззрения. Люди имеют особое представление. На данном уровне формулируется субъективное мнение. Для того чтобы получить обратную связь используют следующие методы: анкетирование, опросники, тестирование.
- Уровень продуктивности. Компания вкладывает определенные деньги в развитие мотивации сотрудников для того, чтобы: снизить издержки, повысить производительность труда.
- Для получения нужных результатов также можно выбирать нестандартные методы и методики (видеонаблюдение, отбивание тайм карт).